20.11.2021
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же причины?
Нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует развивать фонематическое восприятие (различении звуков родного языка).
Различение гласных – согласных звуков различение звонких-глухих, твердых-мягких звуков различение порядка звуков в слове интенсивное развитие словаря и овладение произношением.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
· Наша речь состоит из предложений.
· Предложение - это законченная мысль.
· Предложения состоят из слов.
· Слова состоят из звуков.
· Звук - это то, что мы слышим и произносим.
· Буква - это то, что мы видим и пишем.
· Звук на письме обозначается буквой.
· Звуки бывают гласные и согласные.
· Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
· В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
· На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
· Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
· Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
· Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» -йотированные, то есть обозначают два звука:(«я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э],«ё» - [о] (береза, мяч).
· Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
· Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
· Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
· Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
· Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
· Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
· Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
· Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
· Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
· Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
· Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).