Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей задержкой психического развития муниципального бюджетною дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №13 г. Выборга»
Описание образовательной программы
В соответствии с
ФГОС ДО (цитата):
Дополнительным разделом Программы является текст ее
краткой презентации.
Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для детей с задержкой психического развития (далее АОП) является нормативно-управленческим документом
дошкольного образовательного учреждения, который характеризует специфику
содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного
процесса. АОП определяет содержание и
организацию образовательного процесса для детей с ЗПР, направлена на
обеспечение права семьи, на оказание ей помощи в воспитании детей дошкольного
возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития
индивидуальных способностей и необходимой коррекции, на формирование общей
культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную
успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,
необходимую коррекцию нарушений развития.
Приоритетной деятельностью муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №13 г. Выборга» (далее МБДОУ) в
группах для детей среднего и старшего дошкольного возраста является обеспечение
детям равных стартовых возможностей для дальнейшего успешного обучения в школе
и ранняя техническая профориентация как
элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей.
Программа состоит из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее по тексту выделена курсивом). Обе
части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
Стандарта
1.1.
Цель реализации Программы:
обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и
дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья.
Программа
содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
1.2.
Задачи Программы:
реализация
содержания АОП ДО;
коррекция
недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
охрана
и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе
их эмоционального благополучия;
обеспечение
равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
создание
благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование
общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
формирование
социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего
образования.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений (реализация парциальной
образовательной АООП ДО дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим
будущих инженеров» (далее – ПОП ДО)
1.
Задачи ПОП ДО (пункт 1.1.2):
2.
В условиях реализации ФГОС дошкольного
образования организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую
техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к
политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому,
организационно-методическому и дидактическому обеспечению);
3.
Формировать основы технической грамотности
воспитанников;
4.
Развивать технические и конструктивные
умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
5.
Обеспечить освоение детьми начального
опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового
оборудования);
6.
Оценить результативность системы
педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в
соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук
средствами игрового оборудования.
1.3.
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1.
Поддержка разнообразия детства.
2.
Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека.
3.
Позитивная социализация ребенка.
4.
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических
работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и обучающихся.
5.
Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6.
Сотрудничество Организации с семьей.
7.
Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Характеристика
контингента
1.
Характерные особенности группы А (обучающиеся с ЗПР), которым может быть рекомендована
федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития вариант (вариант
7.1.) (далее - ФАОП НОО (вариант 7.1.).
Познавательная
деятельность: общее интеллектуальное развитие: по уровню и структуре -
приближение к возрастной норме. Познавательная активность: по общему уровню -
близкая к норме, неустойчивая, поверхностная, с признаками избирательности.
Организация
и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность:
недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного компонента
продуктивности (ослабление контроля, колебания целенаправленности). Умственная
работоспособность: достаточная - при наличии адекватной внутренней (интерес)
или внешней мотивации, возможна пресыщаемость в субъективно сложных видах
деятельности.
Коммуникация:
в условиях учебной деятельности: при понимании и способности к усвоению норм и
правил коммуникации в учебной обстановке, неустойчивое их соблюдение в связи с
мотивационной и личностной незрелостью, недостатками произвольной
саморегуляции. Вне учебной деятельности: демонстрируют навыки спонтанной,
инициативной, но недостаточно упорядоченной и поверхностной коммуникации,
порождаемой преимущественно эмоциональными стимулами.
2.
Характерные особенности группы В (обучающиеся с ЗПР), которым может быть
рекомендована федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития вариант
(вариант 7.2.) (далее - ФАОП НОО (вариант 7.2.).
Познавательная
деятельность: общее интеллектуальное развитие: неравномерное по структуре,
общий уровень - в границах низкой нормы или ниже нормы. Познавательная
активность: сниженная, избирательная, поверхностная.
Организация
и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность:
недостаточная сформированность, неустойчивость мотивационного компонента в
сочетании с "органической" деконцентрацией внимания, дефицитом
произвольной активности, склонностью к аффективной дезорганизации деятельности.
Умственная работоспособность: пониженная, неравномерная - в связи с
неустойчивостью мотивации, сочетающейся с повышенной истощаемостью,
пресыщаемостью и когнитивными затруднениями.
Коммуникация:
в условиях учебной деятельности: при потенциальной способности к пониманию
правил коммуникации в учебной обстановке, затрудненное и (или) неустойчивое
усвоение и воспроизводство адекватных коммуникативных эталонов. Вне учебной
деятельности: проявления инициативы и спонтанности в коммуникациях ограничены и
носят, преимущественно, реактивный и малоконструктивный характер при обедненном
репертуаре и невысоком качестве коммуникативных средств.
Обучаемость:
когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости вариативны, но в целом
ограничены. Зона ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу,
уточняется и корректируется в процессе обучения.
3.
Характерные особенности группы С (обучающиеся с ЗПР), которым может быть
рекомендована ФАОП НОО (вариант 7.2.) при условии индивидуализации специальных
образовательных условий.
Познавательная
деятельность: общее интеллектуальное развитие: по уровню и структуре -
приближение к легкой умственной отсталости. Познавательная активность:
сниженная, ситуационная, быстро угасающая.
Организация
и продуктивность мыслительной деятельности: саморегуляция и целенаправленность:
несформированность устойчивых форм саморегуляции и произвольной активности.
Умственная работоспособность: низкая, неравномерная - в связи с когнитивными
нарушениями, сниженной мотивацией, деконцентрацией внимания, инертностью,
истощаемостью и быстрой пресыщаемостью.
Коммуникация:
в условиях учебной деятельности: выраженные трудности понимания правил
коммуникации, преимущественное усвоение их на уровне стереотипов, часто
реализуемых без учета контекста ситуации. Вне учебной деятельности: на фоне
выраженного дефицита адекватных средств как вербальной, так и невербальной
коммуникации, и низкой способности к пониманию смыслов и контекстов ситуаций
взаимодействия с окружающими, речевая и поведенческая активность ребенка либо
резко ограничена, либо хаотична, неконтролируема и не соотносима с содержанием
задач коммуникации.
Обучаемость:
когнитивный и мотивационный ресурсы обучаемости существенно ограничены. Зона
ближайшего развития ребенка, входящего в данную группу, определяется в процессе
диагностического обучения
Особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ЗПР:
1.
В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогическим коллективом встают новые
задачи по взаимодействию с семьями обучающихся, так как их родители (законные
представители) также нуждаются в специальной психолого-педагогической
поддержке. Одной из важнейших задач является просветительско-консультативная
работа с семьей, привлечение родителей (законных представителей) к активному
сотрудничеству, так как только в процессе совместной деятельности Организации и
семьи удается максимально помочь ребенку в преодолении имеющихся недостатков и
трудностей.
2.
При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное
планирование действий педагогических работников и крайняя корректность при
общении с семьей.
3.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье:
а)
коллективные формы взаимодействия:
Общие
родительские собрания (поводятся администрацией Организации 3 раза в год, в
начале, в середине и в конце учебного года).
Задачи:
информирование и обсуждение с родителям (законным представителям) задач и
содержание коррекционно-образовательной работы; решение организационных
вопросов; информирование родителей (законных представителей) по вопросам
взаимодействия Организации с другими организациями, в том числе и социальными
службами.
Групповые
родительские собрания. Проводятся педагогическими работниками не реже 3-х раз в
год и по мере необходимости.
Задачи:
обсуждение с родителям (законным представителям) задач, содержания и форм
работы; сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье; решение
текущих организационных вопросов.
"День
открытых дверей" (проводится администрацией Организации в апреле для
родителей (законных представителей) обучающихся, поступающих в Организацию в
следующем учебном году).
Задача:
знакомство с детским садом, направлениями и условиями его работы.
Тематические
занятия "Семейного клуба" (работа клуба планируется на основании
запросов и анкетирования родителей (законных представителей). Занятия клуба
проводятся специалистами Организации один раз в два месяца).
Формы
проведения: тематические доклады; плановые консультации; семинары; тренинги;
"Круглые столы".
Задачи:
знакомство и обучение родителей (законных представителей) формам оказания
психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
ознакомление с задачами и формами подготовки обучающихся к школе.
Проведение
детских праздников и "Досугов" (подготовкой и проведением праздников
занимаются специалисты Организации с привлечением родителей (законных
представителей).
Задача:
поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и
распространение его на семью.
б)
индивидуальные формы работы:
Анкетирование
и опросы (проводятся по планам администрации, педагогических работников по мере
необходимости).
Задачи:
сбор необходимой информации о ребенке и его семье; определение запросов
родителей (законных представителей) о дополнительном образовании обучающихся;
определение оценки родителям (законным представителям) эффективности работы
специалистов и воспитателей; определение оценки родителям (законным
представителям) работы Организации.
Беседы
и консультации специалистов (проводятся по запросам родителей (законных
представителей) и по плану индивидуальной работы с родителям (законным
представителям).
Задачи:
оказание индивидуальной помощи родителям (законным представителям) по вопросам
коррекции, образования и воспитания; оказание индивидуальной помощи в форме
домашних заданий.
"Психологическая
служба доверия" (работу службы обеспечивают администрация и
педагог-психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и
пожеланиями родителей (законных представителей). Информация о работе
"Психологической службы доверия" размещается на официальном сайте
Организации.
Задача:
оперативное реагирование администрации Организации на различные ситуации и
предложения.
Родительский
час. Проводится учителями-дефектологами и учителями-логопедами групп один раз в
неделю во второй половине дня с 17 до 18 часов.
Задача:
информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательной
работы с ребенком, разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при
закреплении материала в домашних условиях, помощь в подборе дидактических игр и
игрушек, детской литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее
эффективных на определенном этапе развития ребенка.
в)
формы наглядного информационного обеспечения:
Информационные
стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки
размещаются в удобных для родителей (законных представителей) местах (например,
"Готовимся к школе", "Развиваем руку, а значит, и речь", "Игра
в развитии ребенка", "Как выбрать игрушку", "Какие книги
прочитать ребенку", "Как развивать способности ребенка дома").
Задачи:
информирование
родителей (законных представителей) об организации коррекционно-образовательной
работы в Организации;
информация
о графиках работы администрации и специалистов.
Выставки
детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
Задачи:
ознакомление
родителей (законных представителей) с формами продуктивной деятельности
обучающихся;
привлечение
и активизация интереса родителей (законных представителей) к продуктивной
деятельности своего ребенка.
г)
открытые занятия специалистов и воспитателей:
Задания
и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителям
(законным представителям). Проводятся 2-3 раза в год.
Задачи:
создание
условий для объективной оценки родителям (законным представителям) успехов и
трудностей своих обучающихся;
наглядное
обучение родителей (законных представителей) методам и формам дополнительной
работы с детьми в домашних условиях.
В
реализации задач социально-педагогического блока принимают все специалисты и
воспитатели специального детского сада. Сфера их компетентности определена
должностными инструкциями.
д)
совместные и семейные проекты различной направленности. Создание совместных
детско-родительских проектов (несколько проектов в год):
Задачи:
активная совместная экспериментально-исследовательская деятельность родителей
(законных представителей) и обучающихся.
е)
опосредованное интернет-общение. Создание интернет-пространства групп,
электронной почты для родителей (законных представителей):
Задачи:
позволяет родителям (законным представителям) быть в курсе содержания
деятельности группы, даже если ребенок по разным причинам не посещает
дошкольную образовательную организацию. Родители (законные представители) могут
своевременно и быстро получить различную информацию: презентации, методическую
литературу, задания, получить ответы по интересующим вопросам.
При
этом активная позиция в этой системе принадлежит педагогу-психологу, который
изучает и анализирует психологические и личностные особенности развития
обучающихся в семье.
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Формы взаимодействия с родителями
1. Коучинг-сессии - форма, с помощью
которой родители учатся особому стилю мышления, раскрывают потенциал своей
личности для максимизации собственного профессионального развития. Одной из
важных целей коучинга является разработка эффективной стратегии на будущее. То
есть сессия предполагает не только решение проблемы - выработанная стратегия
должна обеспечить предупреждение и моментальное решение подобных проблем по
мере их возникновения. Примерные темы для коучинг-сессий: «Роль конструирования
в развитии детей дошкольного возраста», «Как организовать домашний технопарк»,
«Как помочь ребенку стать инженером-конструктором».
2. Круглый стол «Дошкольник и технические
устройства».
3. Семинар-практикум для родителей «О чем
рассказывает конструктор Полидрон» - это форма работы в образовательной
организации, целью которой является комплексное изучение актуальной
психолого-педагогической проблемы.
4. Мастер-класс "Конструируем
вместе" – форма передачи опыта и познания нового посредством активной
деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу.
5. «Конструкторское бюро» - обмен опытом
семейного конструирования.
6. Акция «Конструктор и я - лучшие друзья»
по созданию технопарка в ДОО.
7. Творческие проекты:
«LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков
конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей», «Юные
конструкторы».
8. Памятка для родителей о том, как с
ребенком организовать работу с конструктором.
9. Информационные стенды: устная и
письменная информация, оформление информационных стендов: «Ребёнок и
конструктор», «Роль родителей в приобщении ребенка к конструктивно-модельной
деятельности», «Конструируем вместе», «Копилка полезных советов».
10. Информационно-просветительская газета
«Юный техник».
11. Консультативная работа: групповые и
индивидуальные устные консультации по вопросам, возникающим у родителей;
«Родительская почта» (вопрос на злобу дня); привлечение родителей для решения
общих (семьи и детского сада) вопросов.
12.
Открытый просмотр образовательной и других видов деятельности.
──────────────────────────────
1 Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 ноября
2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменениями,
внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января
2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 13 февраля 2019 г. регистрационный № 53776).
2 Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 5798; 2022,
№ 41, ст. 6959.