Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетною дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №13 г. Выборга»

Описание образовательной программы

Образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №13 г. Выборга» (далее - МБДОУ), разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт), и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП ДО).

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (далее по тексту выделена курсивом). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации Стандарта.

 

Цели и задачи реализации Программы

 

Обязательная часть:

Цель Программы определена в соответствии с п. 14.1 ФОП ДО: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Задачи Программы определены с п. 14.2 ФОП ДО:

- обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования (далее – ДО) и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

- построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;

- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (реализация парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» (далее – ПОП ДО)

Задачи ПОП ДО (пункт 1.1.2):

1. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению);

2. Формировать основы технической грамотности воспитанников;

3. Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;

4. Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);

5. Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования

 

 

Принципы и подходы к формированию Программы

 

Обязательная часть:

Согласно п. 14.3 ФОП и п.1.4 Стандарта Программа построена на следующих принципах:

1)                полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;

2)                построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3)                содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);

4)                признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

5)                поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

6)                сотрудничество МБДОУ с семьей;

7)                приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

8)                формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

9)            возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

10)         учёт этнокультурной ситуации развития детей.

 

Программа основывается на следующих подходах:

 

1)            системно-деятельностный подход – это подход, при котором в образовательной деятельности главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной деятельности ребенка;

2)            гуманистический подход – предполагающий признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития;

3)            диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект- субъектных;

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (реализация парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» (далее – ПОП ДО)

 

Принципы и подходы: При формировании ПОП ДО, в соответствии с п. 1.4. ФГОС дошкольного образования, соблюдались следующие принципы и подходы, они указаны в ПОП ДО пункт 1.1.3.стр. 9.

 

1.2.        Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

 

К значимым для разработки и реализации Программы характеристикам относятся:

-количество групп и предельная наполняемость;

-возрастные характеристики воспитанников;

-кадровые условия;

-региональные особенности (национально-культурные, демографические, климатические);

-материально-техническое оснащение;

-социальные условия и партнеры.

Территориальное расположение в г. Выборг Ленинградское шоссе дом 37а (1982 года застройки, функционирование с апреля 1983 года). МБДОУ находится в отдельно стоящем двухэтажном здании.

 

В микрорайоне отсутствуют объекты промышленного производства, крупные культурно-массовые и спортивные центры (музеи, выставки, театры, стадионы). Социокультурное пространство образовательного учреждения ограничено. В шаговой доступности находится муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Выборга», с которым составлен договор о сотрудничестве. Не далеко расположена парковая зона на Батарейной горе.

Климатические условия северо-западного региона имеют свои особенности: недостаточное количество солнечных дней и повышенная влажность воздуха. Исходя из этого, в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости.

В соответствии с календарным учебным графиком МБДОУ «Детский сад №13 г. Выборга» (см. Приложение №1) в зимний и летний период устанавливаются каникулы с целью создания оптимальных условий для самостоятельной двигательной, игровой, продуктивной и музыкально-художественной деятельности детей, проводятся музыкальные и физкультурные досуги, праздники, развлечения.

В холодное время года пребывание детей на прогулке зависит от погодных условий. В теплое время года жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.

Один раз в год в дошкольных группах проводится тематическая неделя здоровья. Содержание образовательной работы в эти дни направлено формирование основ культуры здоровья у дошкольников. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, разнообразными видами игр, решением занимательных задач, встречами с интересными людьми, «персонажами» любимых книг и др. Итогом таких дней являются проведение совместных мероприятий с родителями: физкультурных праздников, досугов, викторин, конкурсов.

Контингент воспитанников. МБДОУ обеспечивает воспитание, образование и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1,5 лет до 8 лет; в том числе создает благоприятные условия для воспитания и коррекции развития для детей дошкольного возраста с нормальным развитием и детям, страдающим недостатками зрения и тяжёлыми нарушениями речи. Порядок приема в Учреждение регламентируется Правилами приема детей в образовательные учреждения муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, реализующие Программу.

В МБДОУ «Детский сад №13 г. Выборга» функционируют 12 групп: 7 групп общеразвивающей направленности, 2 группы комбинированной направленности, 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, 1 группа разновозрастная, круглосуточная, компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

Длительность пребывания детей в МБДОУ - 12 часов и 24 часа

Предельная наполняемость групп в МБДОУ — максимальное количество детей в МБДОУ 240 человек. Количество детей в группах МБДОУ определяется на основании п.1.9 Части I Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. №26 исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

С учетом выделенных климатических особенностей, реализация Программы осуществляется круглогодично с выделением трех периодов:

- первый период: с 01 сентября по 15 мая, для этого периода в режиме дня характерно наличие выделенной в утренний отрезок времени образовательной деятельности (занятия) в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности.

- второй период: с 16 мая по 31 мая, в этот период педагогами групп проводится анализ работы за период с 01 сентября по 15 мая, в том числе педагогическая диагностика, внутренняя система оценки качества дошкольного образования детского сада.

- третий период с 01 июня по 31 августа, для этого периода характерно преобладание совместной деятельности ребёнка с педагогом, организуемой педагогами на уличных участках, и самостоятельной деятельности детей по их интересам и инициативе.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Значимые для разработки и реализации обязательной части Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, значимы в равной степени и для части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

 

1.2.        Планируемые результаты реализации и освоения Программы

Обязательная часть:

ФОП ДО/пп

Возраст

QRкод

15.1

в младенческом возрасте,

к одному годуХочу такой сайт

15.2

в раннем возрасте,

к трем годам

15.3

в дошкольном возрасте:

15.3.1

к четырем годам

15.3.2

к пяти годам

15.3.3

к шести годам

15.4

на этапе завершения освоения Программы (к концу дошкольного возраста)

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений:

Часть, формируемая участниками образовательного процесса (реализация программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»)

Для определения результатов освоения ПОП ДО авторы обратились к компетенциям инженера (Постановление Минтруда РФ «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 21.08.1998г. № 37 с изменениями и дополнениями (специальность «Инженер»)) и скорректировали их с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста. Эти результаты полностью соотносятся с требованиями и конкретизируют целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования. Таким образом, были сформулированы показатели основ технической подготовки детей старшего дошкольного возраста. (Подробно представлено в ПОП ДО пункт .1.1.5 стр. 10-15.)

 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся

Согласно п. 26.1 ФОП ДО, главными целями взаимодействия педагогического коллектива МБДОУ с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:

1.         Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

2.         Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях МБДОУ и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.

Согласно п. 26.3 ФОП ДО, достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:

1)            информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в МБДОУ;

2)  просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;

3)  способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;

4)  построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;

5)  вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Согласно п. 26.4 ФОП ДО, построение взаимодействия с родителями (законными представителями) придерживается следующих принципов:

1)  приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;

2)  открытость: для родителей (законных представителей) доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) предоставлен свободный доступ в МБДОУ; между педагогами и родителями (законными представителями) обеспечен обмен информацией об особенностях развития ребёнка в МБДОУ и семье;

3)  взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагоги придерживаются этики и культурных правил общения, проявляют позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); этично и разумно используют полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;

4)  индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии учитываются особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и МБДОУ, проводимым мероприятиям; обеспечена возможность включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;

5)  возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия учитываются особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.

              Согласно п. 26.5 ФОП ДО, деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:

 

Диагностико -аналитическое

Просветительское

Консультационное

- получение и анализ данных о семье, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка;

об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); - планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа;

-согласование воспитательных задач

Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам:

-особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

- выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;

- ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;

- информирование об особенностях реализуемой в МБДОУ образовательной программы;

- условиях пребывания ребёнка в группе МБДОУ;

- содержании и методах образовательной работы с детьми;

Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам:

- их взаимодействия с ребёнком,

- преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи;

- особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом;

- возникающих проблемных ситуациях;

- способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов;

- способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и т.д.

 

Решение основных задач взаимодействия с родителями по направлениям деятельности реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):

ЗАДАЧИ

 

НАПРАВЛЕНИЯ

Диагностико-аналитическое направление

Просветительское и консультационное направление

Информирование родителей

опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей.

групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары- практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые МБДОУ для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты МБДОУ и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями.

Просвещение родителей

Ответственное и осознанное родительство

Сотрудничество и установления партнёрских отношений

Вовлечение родителей в образовательный процесс

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Формы взаимодействия с родителями

1. Коучинг-сессии - форма, с помощью которой родители учатся особому стилю мышления, раскрывают потенциал своей личности для максимизации собственного профессионального развития. Одной из важных целей коучинга является разработка эффективной стратегии на будущее. То есть сессия предполагает не только решение проблемы - выработанная стратегия должна обеспечить предупреждение и моментальное решение подобных проблем по мере их возникновения. Примерные темы для коучинг-сессий: «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста», «Как организовать домашний технопарк», «Как помочь ребенку стать инженером-конструктором».

2. Круглый стол «Дошкольник и технические устройства».

3. Семинар-практикум для родителей «О чем рассказывает конструктор Полидрон» - это форма работы в образовательной организации, целью которой является комплексное изучение актуальной психолого-педагогической проблемы.

4. Мастер-класс "Конструируем вместе" – форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу.

5. «Конструкторское бюро» - обмен опытом семейного конструирования.

6. Акция «Конструктор и я - лучшие друзья» по созданию технопарка в ДОО.

7. Творческие проекты: «LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей», «Юные конструкторы».

8. Памятка для родителей о том, как с ребенком организовать работу с конструктором.

9. Информационные стенды: устная и письменная информация, оформление информационных стендов: «Ребёнок и конструктор», «Роль родителей в приобщении ребенка к конструктивно-модельной деятельности», «Конструируем вместе», «Копилка полезных советов».

10. Информационно-просветительская газета «Юный техник».

11. Консультативная работа: групповые и индивидуальные устные консультации по вопросам, возникающим у родителей; «Родительская почта» (вопрос на злобу дня); привлечение родителей для решения общих (семьи и детского сада) вопросов.

12. Открытый просмотр образовательной и других видов деятельности.

 

 

МБДОУ №13 ОПДО 2023 (по ФОП ДО) (pdf.io) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 176382614773150070335747769939328150673109022448 Директор/Заведующий Рудакова Алёна Григорьевна Дата подписания документа 04.10.2023 15:43:23 (скачать) (посмотреть) (текст документа)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».